Похожие проекты

Реабилитация прудов №№ 1, 2 в парке П. Алексеева

Задача
Разработка проектно-сметной документации.

Статус объекта (назначение)
Рекреационные водоемы

Сроки выполнения
4 квартал 2007 года — 3 квартал 2008 года

Государственный заказчик
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

Технический заказчик
ГУП «Дирекция заказчика «Гидромост»

Субподрядчики:

  • ЭФРГС «Экогород» – инженерно-экологические изыскания
  • ООО НПО «Сингеос» – Инженерно-геологическая и гидрогеологическая характеристика территории

Расположение
г. Москва, САО, МР «Головинский», усадьба «Михалково»

Краткая характеристика объекта

Общая площадь зеркала прудов составляет 0,4 га. Площадь в границах работ составляет 1,6 га. Верхний (№ 1) и Нижний (№ 2) пруды парка П. Алексеева расположены на территории усадьбы «Михалково». Они были образованы в естественном логу за счет расширения днища и формирования береговых откосов в последней четверти XVIII века и являются объектом куль-турного наследия федерального значения, принятого на государственную охрану Постановле-нием СМ РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327. Объект входит в состав ПК № 118 усадьба «Михалково», РГГД № 1, общей площадью 51,1 га.
По замыслу создателей архитектурно-паркового ансамбля липовый парк вместе с пруда-ми должен был примыкать к парадному двору, обнесенному оградой с кирпичными башня-ми-флигелями. Однако с начала 19 века, вслед за переходом усадьбы в руки купца-мануфактурщика Дмитрия. Грачева, её дальнейшее обустройство приобрело выраженные промышленные черты. К 80-м годам 19 века нуждам производства сукна были подчинены уже все строения усадьбы «Михалково» и часть примыкающих к ним территорий.
В 30-е годы прошлого столетия на Головинском ручье, приблизительно в 350 м ниже створа парковых прудов была возведена дамба с водосливом, образовавшая Большой Головинский пруд с подпорным уровнем (НПУ) около 158,40 м.
Кардинальное изменение условий стока и питания парковых прудов наступило в результате интенсивной урбанизации окружающей территории, строительства высокой дорожной насыпи к мостовому переходу через Московскую Окружную ж/д (на участке улиц Онежская – Михалковская), Пакгаузного шоссе, сети местных проездов.
Пруды расположены на разных уровнях, не имеют прямого сообщения друг с другом и разделены земляной дамбой шириной около 10 м. Пруды изолированы и лишены сообщения с постоянными открытыми источниками воды. Их подпитка осуществляется эпизодически за счет «быстрого» стока поверхностных вод, а также за счет растянутого стока верховодки. Вероятно, что другим источником незначительной подпитки прудов являются грунтовые воды.
В последние десятилетия активное жилищное строительство на прилегающих территориях вместе с введением в эксплуатацию сетей отведения дождевого стока привело лишь к обострению дефицита водного питания прудов из естественных источников.
В настоящее время основным признаком неблагополучия на описываемых прудах является низкое положение уровня воды (НПУ) – гораздо более низкое, чем «исторический» уровень, следы которого хорошо заметны на их берегах.
Прилегающая к прудам территория используется местными жителями в рекреационных целях. В ходе обследования строительного и хозяйственно-бытового мусора не обнаружено.

Вид объекта во время изысканий

Основные проектные предложения

  • очистка прудов от иловых отложений и мусора
  • дноуглубление прудов
  • устройство противофильтрационного экрана
  • берегоукрепление из природоприближенных материалов
  • укрепление и озеленение откосов
  • устройство донных водовыпусков и водосбросных камер
  • устройство системы подпитки из городского водопровода
  • устройство по периметру прудов прогулочных дорожек на дренирующем основании с покрытием из уплотненных гранитных высевок и дорожек с твердым покрытием.

Крупные проекты